На главную Контакты Карта сайта Сегодня: 24.02.2018Ваше время:
Новости малого бизнеса
09 08 2011 Денег на господдержку малого и среднего бизнеса недостаточно Подробнее
22 06 2011 Урал назвали райским местом для малого бизнеса Подробнее
21 06 2011 ВЭБ и французское госагентство OSEO поддержат малый бизнес в РФ Подробнее
17 06 2011 Медведев снизил страховые взносы для малого бизнеса до 20% Подробнее
16 06 2011 "Самая масштабная проблема для малого бизнеса –– нехватка персонала" Подробнее

Больше новостей

СМИ о наблюдении


Федеральная служба государственной статистики

Пресс-центр


04 03 2011

«Остаться в тени сейчас – не иметь перспектив в будущем» (Владимирская область)

Интервью руководителя Владимирстата А.А. Мироедова

Такое масштабное статистического наблюдение  за деятельностью малого и среднего бизнеса у нас в стране проводится впервые. Почему возникла необходимость его проведения? Для чего его проводят? 

– Вы правы:  федеральное статистическое наблюдение  за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства  в сплошном режиме  проходит в нашей стране действительно впервые.  Что касается средних и крупных  организаций - они представляют статистические сведения регулярно.

Малые же  предприятия  в сплошном формате мы наблюдали только в  2000 году. С тех пор полученные данные безнадежно устарели, ведь за это время изменились и законодательная база, и критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса.

Последние 10 лет статистическая информация,  характеризующая деятельность малых предприятий - юридических лиц,    формировалась на основе выборочных статистических обследований, которыми охватываются лишь 20-30% всей совокупности малых предприятий.

Индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица, мы  не  обследовали   никогда, за исключением  текущего мониторинга в 10%.   

Если в экономике развитых государств Европы и Америки  доля небольших компаний в валовом внутреннем продукте, превышает  50 процентов, то в нашей стране -  она чуть более   15%.

 Но в последние годы ситуация меняется -  мы   современники  и свидетели становления малого предпринимательства и усиления  его позиции в экономике.  Но государство не может   проводить экономическую политику вслепую. Основная цель   предстоящего наблюдения -  получить полную и максимально достоверную  картину положения малого и среднего бизнеса для определения дальнейших возможностей его развития в качестве приоритетного сектора экономики.

Сведения, имеющиеся в других ведомствах и структурах, не могут  рассматриваться как альтернатива сплошному статистическому наблюдению – их объем и характеристики  даже в совокупности несоразмеримо  меньше.             

Совсем недавно завершилась Всероссийская перепись населения, чем перепись бизнеса отличается от нее.  

– Скорее всего, о корректном сравнении двух государственных проектов говорить не придется - слишком разные сферы жизнедеятельности общества являются предметом  их наблюдения.  В одном случае -  демографические и социальные характеристики  населения, в другом  ситуация, сложившаяся в одном из  важнейших сегментов экономики.  Но, если  взглянуть упрощенно,  можно найти как  различия, так и  определенное сходство.

Сходство в том, что  оба проекта  выполняются в масштабах страны и в сплошном режиме. Цели  проведения, в конечном счете, тоже однозначные  -   развитие и  улучшение социально - экономического положения.

Про отличия, если в нескольких словах, то это, в первую очередь,- количество участников. Если в переписи населения участвует каждый житель страны, в том числе и временно находящийся на территории России, то  в проводимом  в этом году  статистическом наблюдении только:

-коммерческие организации и потребительские кооперативы, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц;
-физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, прошедшие государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей и внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
-зарегистрированные крестьянские (фермерские) хозяйства.

В отличие от переписей  населения, проведенных в нашей стране от участия в  которых человек был вправе отказаться, участие предпринимателей в сплошном наблюдении  является обязательным.

Ну, и самое очевидное отличие – перепись населения проводится переписчиками.  Будь то  у себя дома, сообщение сведений  по телефону или приход на стационарный участок -  во всех случаях  происходит  контакт  переписчика с респондентом.

Сплошное наблюдение за малым и средним предпринимательством происходит иначе. Переписчиков -  нет.  Процесс организован путем рассылки всем респондентам, попадающим под наблюдение, специальных  именных форм наблюдения, в которых содержатся  вопросы о деятельности, которой они заняты - для малых предприятий ‑ форма № МП-сп, для индивидуальных предпринимателей ‑ форма № 1-предприниматель.

Совместно с формами участники получают конверты с обратным адресом Владимиртата. Заполненные формы должны быть возвращены в  органы государственной статистики  по месту фактической деятельности до 1 апреля 2011г.

Предприниматели, имеющие электронно-цифровую подпись,  могут подать сведения в электронном виде (в режиме on-line, по электронной почте или через специализированных операторов связи).  Вся необходимая информация имеется на сайте Владимирстата (http://vladimirstat.ru) в разделе «Сплошное наблюдение малого и среднего бизнеса».

 – Есть ли какие-то особенности проведения обследования в нашей области и  проводились ли раньше  у нас   подобные наблюдения? 

– Сплошное федеральное статистическое наблюдение проводится в соответствии  с Федеральным законом “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” №  209-ФЗ от 24.07.2007г.,    которым определен порядок проведения сплошных наблюдений -  1 раз в 5 лет.

Такое сплошное наблюдение проводится в нашей стране впервые, и я надеюсь, оно послужит началом эры подобных систематических  обследований.  Ведь для статистических  данных главное -  сопоставимость. Как пример, могу привести США, где  подобные сплошные  наблюдения проводятся на регулярной основе, начиная с 1972 г. один раз в 5 лет.

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации  (№ 201-Р от  14.02.2009г сплошное статистическое  наблюдение должно быть  проведено  в первом полугодии 2011 года одновременно по всей стране, по единой программе,  по единым формам наблюдения и по единому Календарному плану мероприятий Росстата. 

Это не тот случай, когда можно  говорить об опыте проведения в конкретных регионах. Их не было. Ну, а особенности, скорее всего, есть и связано это, в первую очередь, с количеством участников статистического наблюдения  и  видам экономической деятельности, в которых они задействованы.

Предполагается, что в целом по стране сплошным статистическим наблюдением будет охвачено около полутора миллионов малых и средних предприятий и порядка четырех с половиной миллионов индивидуальных предпринимателей. У нас в регионе   хозяйствующих субъектов - 65 тысяч, из них малые предприятия составляют около  20 тысяч, а оставшиеся 45 тысяч — индивидуальные предприниматели. Число средних предприятий   -  около  300.

Доля продукции, произведенной  малыми предприятиями страны, в общем объеме валовых региональных продуктов (ВРП) по России  в 2008г.- 15,1%., а для продукции, произведенной  малыми предприятиями  Владимирской     области, в общем объеме ВРП региона – 11,7%. Как видим,  в нашем регионе  нас этот показатель несколько ниже.   Но повод для оптимизма есть и  достаточно весомый -   по предварительным оценкам  в 2009 году   он  увеличился  до – 15%.

Доля занятости работников малых и средних предприятий Владимирской области в численности работников всех предприятий и организаций в 2009 году составила 35,7 процента, что соответствует лидирующей позиции среди регионов ЦФО.   Цифры, обеспечившие нам этот показатель, следующие: в 2009 году численность  работающих  на малых предприятиях составила около  152 тысяч человек, из них на микропредприятиях    было занято   более 47 тысяч человек. Число  лиц, занимающихся индивидуальным трудом и работающих по найму у индивидуальных предпринимателей составляло более 130 тысяч человек.

Я думаю, все согласятся, что это – «хорошая особенность» нашего региона.

Еще как характерную черту  владимирского малого бизнеса, по сравнению с другими регионами,  надо отметить  весьма большое число, предприятий в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса – более 619 предприятий, а  их доля в общем объеме валового регионального продукта - более 46%. 

Не секрет, что категория экономически активного населения достаточно напугана действиями разного рода проверяющих органов и на контакт идет очень тяжело. Как в нашей области откликнулись предприниматели на участие в переписи.Есть ли уже ее первые результаты? 

– Проводить сплошное наблюдение  этой категории предпринимателей достаточно сложно, чрезмерное количество проверок, всевозможных отчетов  не способствовали становлению партнерских отношений между государством и бизнесом.

Но в последнее время ситуация в корне изменена. В государственной политике четко прослеживается ставка на  развитие российского бизнеса, призванного сформировать социальный фундамент общества - его средний класс. Работают законы, федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства и есть абсолютная уверенность что «кашмарить бизнес» больше никто и никогда не будет.

Президент России Дмитрий Медведев поставил  стратегическую задачу: повысить к 2020 году уровень занятости россиян в предпринимательском секторе до 60—70 процентов от количества трудоспособного населения. 

Министр экономического развития  Набиуллина отмечает, что государство ставит цель достигнуть уже  к  2012 году рост доли занятых в малом и среднем  секторе -  до 28%, а долю вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП страны - до 29%.

 Решение о проведении сплошного статистического наблюдения  и было принято  Правительством для того, чтобы иметь  объективные данные для оценки экономической ситуации и выработки государственной  политики в области развития малого и среднего предпринимательства.

 О ходе наблюдения  в регионе можно сказать следующее. В декабре 2010г. – январе 2011г.  всем   респондентам, попадающим под наблюдение, высланы специальные  именные формы наблюдения, в которых содержатся  вопросы о деятельности, которой они заняты.

Заполненные формы должны быть возвращены в  органы государственной статистики  по месту фактической деятельности до 1 апреля 2011г.  Самые оперативные  из респондентов принимают участие в наблюдении и возвращают заполненные формы наблюдения. К сожалению,  на данный момент этот процент пока невысок.

Конечно, этому есть объективные причины: двухнедельные новогодние каникулы и  тот факт, что  зачастую у ряда предпринимателей бизнес зарегистрирован в одном месте, а  действует в другом, поэтому конверты до адресатов  просто не дошли.  В связи с этим нам приходится до сих пор уточнять  адреса некоторых  респондентов и вновь  высылать комплекты со статистическим инструментарием.

Пользуясь возможностью, я обращаюсь к  руководству малых предприятий и  индивидуальным предпринимателям с просьбой:  при наличии изменений  вышеуказанных сведений сообщить  их во Владимирстат (районные  или городские отделы государственной статистики).

При возникновении каких-либо трудностей в заполнении форм предприниматели и представители малых предприятий  могут обращаться  во  Владимирстат по адресу: г. Владимир, ул. Асаткина, 33, каб. 106, тел. 4922 53-39-47, 4922 52-08-89.  Эти телефоны работают в режиме «горячей телефонной линии».

Правительством поставлена не простая задача, но мы обязаны её решить. Время  для этого  есть. Мы  усиливаем информационную работу  через СМИ, а также, непосредственно, в местах работы  бизнесменов. Достигнута договоренность о транслировании аудиороликов  по радиосвязи  в торговых центрах и на рынках, запускаем видеоролики на уличных экранах областного центра. 

А что грозит тем, кто все-таки откажется или если кто-то из участников переписи предоставит недействительные сведения. Они будут как-то выявляться и наказываться? 

– Как я уже говорил, участие предпринимателей в сплошном наблюдении  является обязательным. Обязанность предоставлять данные органам Федеральной службы государственной статистики предусмотрена Федеральным законом “Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации”, который определяет обязательность и безвозмездность предоставления сведений, в том числе составляющих государственную и коммерческую тайну. Ответственность за непредоставление  статистических данных предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях -  штраф от 3 до 5 тысяч рублей,  уплатив который, все равно сведения необходимо предоставить.

К  неотчитавшимся до 1 апреля 2011 года  респондентам  в апреле-мае 2011 года  будут направлены  специальные  наши сотрудники  - интервьюеры.   Цель их визита - получить ответы на вопросы формы статистического наблюдения. Предприниматель может сам выбрать наиболее предпочтительную форму общения с интервьюером. Это может быть   личная встреча или телефонный разговор.

Игнорирование участия в статистическом наблюдении или подача ложных сведений - это нарушение законодательства Российской Федерации  со всеми вытекающими из этого последствиями. Контролирующие органы  за соблюдением законов в нашей стране  имеются.  Но, я думаю, что  в нашем регионе  поводов подобного разбирательства не будет. При поддержке СМИ мы  сделаем  все возможное, чтобы довести  информацию обо всех аспектах  наблюдения до  бизнес-сообщества и причин  не принимать участия  в обследовании  не будет. 

Чем сплошное наблюдение интересно представителям бизнеса? 

– Зачастую говорят, что власть не слышит бизнес. Сплошное наблюдение - это возможность заставить государство прислушаться к предпринимателям: с цифрами не поспоришь.  С помощью цифр  малый и средний бизнес может потребовать учитывать его интересы при проведении экономической политики.

Для  повышения  роли малого бизнеса и выхода на параметры, обозначенные Президентом, требуются колоссальные инвестиции. Итоги  сплошного статистического наблюдения дадут полную и объективную картину существующего состояния отечественного малого и среднего бизнеса, что позволит  хозяйствующим субъектам более адресно получать бюджетные средства и иные ресурсы на развитие своей деятельности, в том числе на региональном и муниципальном уровне. Это очень важно -  малый бизнес для муниципальных образований имеет большое значение, и многие сегменты экономики принадлежат именно ему. 

Кроме того, итоги обследования позволят самому бизнесу наконец-то увидеть структуру рынка и понять, куда двигаться и какие направления развивать. Остаться в тени сейчас - не иметь перспектив в будущем. 

Многие предприниматели боятся, что сведения об их бизнесе получат огласку. Конфиденциальность гарантируется? 

– Сплошное обследование не преследует фискальных целей и не станет использоваться в ущерб бизнесу. Обработка данных будет осуществляться в соответствии с требованиями Закона о защите персональных данных - поступившие сведения будут обезличены. Сведения  будут использованы исключительно  в обобщенном виде, без указания контактной информации и результатов деятельности конкретного юридического лица или предпринимателя. Обработанные данные  будут  представлять  собою  сводную информацию по России, субъекту Федерации, муниципальным образованиям и  видам экономической деятельности. 

На какие вопросы должны ответить предприниматели?  

– Система показателей сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства дифференцированна  и  разработана с учетом оптимизации нагрузки на учетный персонал.

 Система показателей для юридических лиц содержит информацию: об уставном капитале,  среднесписочной численности работников, фонде начисленной заработной платы, выручке от реализации товаров по видам экономической  деятельности,  видах и объемах произведенной промышленной и  сельскохозяйственной продукции, имущественном состоянии, инновационной деятельности и  некоторые другие показатели.

 Индивидуальные предприниматели ответят на вопросы о   примерном объеме выручки, видах и объемы произведенной промышленной и сельскохозяйственной продукции, осуществляемые виды экономической деятельности, имущественное состояние, количество перевозимых грузов, пассажиров на коммерческой основе и другие. 

- Когда уже появятся первые результаты переписи бизнеса? 

– Предварительные итоги станут известны в IV квартале 2011 года, окончательные - до 1 июля 2012 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вернуться
Разработка и продвижение сайтов