Пресс-центр
«Остаться в тени сейчас – не иметь перспектив в будущем» (Владимирская область)
Интервью руководителя Владимирстата А.А. Мироедова
–Такое масштабное статистического наблюдение за деятельностью малого и среднего бизнеса у нас в стране проводится впервые. Почему возникла необходимость его проведения? Для чего его проводят?
– Вы правы: федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в сплошном режиме проходит в нашей стране действительно впервые. Что касается средних и крупных организаций - они представляют статистические сведения регулярно.
Малые же предприятия в сплошном формате мы наблюдали только в 2000 году. С тех пор полученные данные безнадежно устарели, ведь за это время изменились и законодательная база, и критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса.
Последние 10 лет статистическая информация, характеризующая деятельность малых предприятий - юридических лиц, формировалась на основе выборочных статистических обследований, которыми охватываются лишь 20-30% всей совокупности малых предприятий.
Индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица, мы не обследовали никогда, за исключением текущего мониторинга в 10%.
Если в экономике развитых государств Европы и Америки доля небольших компаний в валовом внутреннем продукте, превышает 50 процентов, то в нашей стране - она чуть более 15%.
Но в последние годы ситуация меняется - мы современники и свидетели становления малого предпринимательства и усиления его позиции в экономике. Но государство не может проводить экономическую политику вслепую. Основная цель предстоящего наблюдения - получить полную и максимально достоверную картину положения малого и среднего бизнеса для определения дальнейших возможностей его развития в качестве приоритетного сектора экономики.
Сведения, имеющиеся в других ведомствах и структурах, не могут рассматриваться как альтернатива сплошному статистическому наблюдению – их объем и характеристики даже в совокупности несоразмеримо меньше.
–Совсем недавно завершилась Всероссийская перепись населения, чем перепись бизнеса отличается от нее.
– Скорее всего, о корректном сравнении двух государственных проектов говорить не придется - слишком разные сферы жизнедеятельности общества являются предметом их наблюдения. В одном случае - демографические и социальные характеристики населения, в другом ситуация, сложившаяся в одном из важнейших сегментов экономики. Но, если взглянуть упрощенно, можно найти как различия, так и определенное сходство.
Сходство в том, что оба проекта выполняются в масштабах страны и в сплошном режиме. Цели проведения, в конечном счете, тоже однозначные - развитие и улучшение социально - экономического положения.
Про отличия, если в нескольких словах, то это, в первую очередь,- количество участников. Если в переписи населения участвует каждый житель страны, в том числе и временно находящийся на территории России, то в проводимом в этом году статистическом наблюдении только:
В отличие от переписей населения, проведенных в нашей стране от участия в которых человек был вправе отказаться, участие предпринимателей в сплошном наблюдении является обязательным.
Ну, и самое очевидное отличие – перепись населения проводится переписчиками. Будь то у себя дома, сообщение сведений по телефону или приход на стационарный участок - во всех случаях происходит контакт переписчика с респондентом.
Сплошное наблюдение за малым и средним предпринимательством происходит иначе. Переписчиков - нет. Процесс организован путем рассылки всем респондентам, попадающим под наблюдение, специальных именных форм наблюдения, в которых содержатся вопросы о деятельности, которой они заняты - для малых предприятий ‑ форма № МП-сп, для индивидуальных предпринимателей ‑ форма № 1-предприниматель.
Совместно с формами участники получают конверты с обратным адресом Владимиртата. Заполненные формы должны быть возвращены в органы государственной статистики по месту фактической деятельности до 1 апреля 2011г.
Предприниматели, имеющие электронно-цифровую подпись, могут подать сведения в электронном виде (в режиме on-line, по электронной почте или через специализированных операторов связи). Вся необходимая информация имеется на сайте Владимирстата (http://vladimirstat.ru) в разделе «Сплошное наблюдение малого и среднего бизнеса».
– Есть ли какие-то особенности проведения обследования в нашей области и проводились ли раньше у нас подобные наблюдения?
– Сплошное федеральное статистическое наблюдение проводится в соответствии с Федеральным законом “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” № 209-ФЗ от 24.07.2007г., которым определен порядок проведения сплошных наблюдений - 1 раз в 5 лет.
Такое сплошное наблюдение проводится в нашей стране впервые, и я надеюсь, оно послужит началом эры подобных систематических обследований. Ведь для статистических данных главное - сопоставимость. Как пример, могу привести США, где подобные сплошные наблюдения проводятся на регулярной основе, начиная с 1972 г. один раз в 5 лет.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации (№ 201-Р от 14.02.2009г сплошное статистическое наблюдение должно быть проведено в первом полугодии 2011 года одновременно по всей стране, по единой программе, по единым формам наблюдения и по единому Календарному плану мероприятий Росстата.
Это не тот случай, когда можно говорить об опыте проведения в конкретных регионах. Их не было. Ну, а особенности, скорее всего, есть и связано это, в первую очередь, с количеством участников статистического наблюдения и видам экономической деятельности, в которых они задействованы.
Предполагается, что в целом по стране сплошным статистическим наблюдением будет охвачено около полутора миллионов малых и средних предприятий и порядка четырех с половиной миллионов индивидуальных предпринимателей. У нас в регионе хозяйствующих субъектов - 65 тысяч, из них малые предприятия составляют около 20 тысяч, а оставшиеся 45 тысяч — индивидуальные предприниматели. Число средних предприятий - около 300.
Доля продукции, произведенной малыми предприятиями страны, в общем объеме валовых региональных продуктов (ВРП) по России в 2008г.- 15,1%., а для продукции, произведенной малыми предприятиями Владимирской области, в общем объеме ВРП региона – 11,7%. Как видим, в нашем регионе нас этот показатель несколько ниже. Но повод для оптимизма есть и достаточно весомый - по предварительным оценкам в 2009 году он увеличился до – 15%.
Доля занятости работников малых и средних предприятий Владимирской области в численности работников всех предприятий и организаций в 2009 году составила 35,7 процента, что соответствует лидирующей позиции среди регионов ЦФО. Цифры, обеспечившие нам этот показатель, следующие: в 2009 году численность работающих на малых предприятиях составила около 152 тысяч человек, из них на микропредприятиях было занято более 47 тысяч человек. Число лиц, занимающихся индивидуальным трудом и работающих по найму у индивидуальных предпринимателей составляло более 130 тысяч человек.
Я думаю, все согласятся, что это – «хорошая особенность» нашего региона.
Еще как характерную черту владимирского малого бизнеса, по сравнению с другими регионами, надо отметить весьма большое число, предприятий в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса – более 619 предприятий, а их доля в общем объеме валового регионального продукта - более 46%.
– Не секрет, что категория экономически активного населения достаточно напугана действиями разного рода проверяющих органов и на контакт идет очень тяжело. Как в нашей области откликнулись предприниматели на участие в переписи.Есть ли уже ее первые результаты?
– Проводить сплошное наблюдение этой категории предпринимателей достаточно сложно, чрезмерное количество проверок, всевозможных отчетов не способствовали становлению партнерских отношений между государством и бизнесом.
Но в последнее время ситуация в корне изменена. В государственной политике четко прослеживается ставка на развитие российского бизнеса, призванного сформировать социальный фундамент общества - его средний класс. Работают законы, федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства и есть абсолютная уверенность что «кашмарить бизнес» больше никто и никогда не будет.
Президент России Дмитрий Медведев поставил стратегическую задачу: повысить к 2020 году уровень занятости россиян в предпринимательском секторе до 60—70 процентов от количества трудоспособного населения.
Министр экономического развития Набиуллина отмечает, что государство ставит цель достигнуть уже к 2012 году рост доли занятых в малом и среднем секторе - до 28%, а долю вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП страны - до 29%.
Решение о проведении сплошного статистического наблюдения и было принято Правительством для того, чтобы иметь объективные данные для оценки экономической ситуации и выработки государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.
О ходе наблюдения в регионе можно сказать следующее. В декабре 2010г. – январе 2011г. всем респондентам, попадающим под наблюдение, высланы специальные именные формы наблюдения, в которых содержатся вопросы о деятельности, которой они заняты.
Заполненные формы должны быть возвращены в органы государственной статистики по месту фактической деятельности до 1 апреля 2011г. Самые оперативные из респондентов принимают участие в наблюдении и возвращают заполненные формы наблюдения. К сожалению, на данный момент этот процент пока невысок.
Конечно, этому есть объективные причины: двухнедельные новогодние каникулы и тот факт, что зачастую у ряда предпринимателей бизнес зарегистрирован в одном месте, а действует в другом, поэтому конверты до адресатов просто не дошли. В связи с этим нам приходится до сих пор уточнять адреса некоторых респондентов и вновь высылать комплекты со статистическим инструментарием.
Пользуясь возможностью, я обращаюсь к руководству малых предприятий и индивидуальным предпринимателям с просьбой: при наличии изменений вышеуказанных сведений сообщить их во Владимирстат (районные или городские отделы государственной статистики).
При возникновении каких-либо трудностей в заполнении форм предприниматели и представители малых предприятий могут обращаться во Владимирстат по адресу: г. Владимир, ул. Асаткина, 33, каб. 106, тел. 4922 53-39-47, 4922 52-08-89. Эти телефоны работают в режиме «горячей телефонной линии».
Правительством поставлена не простая задача, но мы обязаны её решить. Время для этого есть. Мы усиливаем информационную работу через СМИ, а также, непосредственно, в местах работы бизнесменов. Достигнута договоренность о транслировании аудиороликов по радиосвязи в торговых центрах и на рынках, запускаем видеоролики на уличных экранах областного центра.
–А что грозит тем, кто все-таки откажется или если кто-то из участников переписи предоставит недействительные сведения. Они будут как-то выявляться и наказываться?
– Как я уже говорил, участие предпринимателей в сплошном наблюдении является обязательным. Обязанность предоставлять данные органам Федеральной службы государственной статистики предусмотрена Федеральным законом “Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации”, который определяет обязательность и безвозмездность предоставления сведений, в том числе составляющих государственную и коммерческую тайну. Ответственность за непредоставление статистических данных предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях - штраф от 3 до 5 тысяч рублей, уплатив который, все равно сведения необходимо предоставить.
К неотчитавшимся до 1 апреля 2011 года респондентам в апреле-мае 2011 года будут направлены специальные наши сотрудники - интервьюеры. Цель их визита - получить ответы на вопросы формы статистического наблюдения. Предприниматель может сам выбрать наиболее предпочтительную форму общения с интервьюером. Это может быть личная встреча или телефонный разговор.
Игнорирование участия в статистическом наблюдении или подача ложных сведений - это нарушение законодательства Российской Федерации со всеми вытекающими из этого последствиями. Контролирующие органы за соблюдением законов в нашей стране имеются. Но, я думаю, что в нашем регионе поводов подобного разбирательства не будет. При поддержке СМИ мы сделаем все возможное, чтобы довести информацию обо всех аспектах наблюдения до бизнес-сообщества и причин не принимать участия в обследовании не будет.
–Чем сплошное наблюдение интересно представителям бизнеса?
– Зачастую говорят, что власть не слышит бизнес. Сплошное наблюдение - это возможность заставить государство прислушаться к предпринимателям: с цифрами не поспоришь. С помощью цифр малый и средний бизнес может потребовать учитывать его интересы при проведении экономической политики.
Для повышения роли малого бизнеса и выхода на параметры, обозначенные Президентом, требуются колоссальные инвестиции. Итоги сплошного статистического наблюдения дадут полную и объективную картину существующего состояния отечественного малого и среднего бизнеса, что позволит хозяйствующим субъектам более адресно получать бюджетные средства и иные ресурсы на развитие своей деятельности, в том числе на региональном и муниципальном уровне. Это очень важно - малый бизнес для муниципальных образований имеет большое значение, и многие сегменты экономики принадлежат именно ему.
Кроме того, итоги обследования позволят самому бизнесу наконец-то увидеть структуру рынка и понять, куда двигаться и какие направления развивать. Остаться в тени сейчас - не иметь перспектив в будущем.
–Многие предприниматели боятся, что сведения об их бизнесе получат огласку. Конфиденциальность гарантируется?
– Сплошное обследование не преследует фискальных целей и не станет использоваться в ущерб бизнесу. Обработка данных будет осуществляться в соответствии с требованиями Закона о защите персональных данных - поступившие сведения будут обезличены. Сведения будут использованы исключительно в обобщенном виде, без указания контактной информации и результатов деятельности конкретного юридического лица или предпринимателя. Обработанные данные будут представлять собою сводную информацию по России, субъекту Федерации, муниципальным образованиям и видам экономической деятельности.
–На какие вопросы должны ответить предприниматели?
– Система показателей сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства дифференцированна и разработана с учетом оптимизации нагрузки на учетный персонал.
Система показателей для юридических лиц содержит информацию: об уставном капитале, среднесписочной численности работников, фонде начисленной заработной платы, выручке от реализации товаров по видам экономической деятельности, видах и объемах произведенной промышленной и сельскохозяйственной продукции, имущественном состоянии, инновационной деятельности и некоторые другие показатели.
Индивидуальные предприниматели ответят на вопросы о примерном объеме выручки, видах и объемы произведенной промышленной и сельскохозяйственной продукции, осуществляемые виды экономической деятельности, имущественное состояние, количество перевозимых грузов, пассажиров на коммерческой основе и другие.
- Когда уже появятся первые результаты переписи бизнеса?
– Предварительные итоги станут известны в IV квартале 2011 года, окончательные - до 1 июля 2012 года.