Татьяна Москалькова: Безопасность и экономические перспективы для малого бизнеса
В 2011 году в России будет проводиться сплошное статистическое наблюдение малого и среднего бизнеса. Необходимость данного мероприятия обусловлена взятым в стране курсом на повышение роли частного предпринимательства в развитии экономики, решение проблем данного сектора. Заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками, генерал-майор милиции Татьяна Москалькова, считает, что дальнейшее развитие малого бизнеса в России во многом связано с решением вопросов обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, снижением уровня коррупции и развитием экономических связей со странами Содружества.
- Коррупция считается чуть ли не главным тормозом развития российской экономики и повышения ее инвестиционной привлекательности. Наверное, труднее всего приходится в этой ситуации малому бизнесу. Что на сегодняшний день сделано в законодательном поле для снижения коррупционных барьеров?
- Во всем мире 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Несмотря на беспрецедентные меры по созданию правовых основ борьбы с коррупцией, инициированных Президентом и Правительством, мы пока не можем считать эту дату праздничным днем, потому что коррупцию в нашей стране пока победить не удалось.
За 2008 и 2010 годы были приняты четыре базовых федеральных закона, несколько постановлений Правительства и указов Президента. В частности, Указ Президента РФ от 13.04.2010 N 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» и Указ Президента РФ от 21.07.2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».
Тем не менее, каждый гражданин нашей страны знает, что оформить в собственность недвижимость или выиграть в тендер можно только за определённую мзду. Бизнес «кошмарят» контролирующие органы, а уголовные дела возбуждаются в основном по факту мелких поборов. Ко мне очень часто обращаются представители бизнеса, у которых банально вымогают десятки и сотни тысяч евро за оформление в собственность помещений. И это все несмотря на то, что за 8 месяцев 2010 года было выявлено около 33 тысяч преступлений, связанных с коррупцией, которые совершили более 8 тысяч человек.
Среди тех, кто уже привлечен к уголовной ответственности, 4 заместителя губернаторов, 3 министра правительств субъектов РФ, 8 депутатов органов различного уровня законодательной власти, 12 руководителей муниципальных образований и их замов, 15 руководителей подразделений федеральной исполнительной власти. Сотрудники российской милиции выявили в этом году на 15% больше преступных групп, занимавшихся взяточничеством, чем за тот же период прошлого года.
- Какие еще риски предпринимательской деятельности помимо коррупции необходимо снизить, на Ваш взгляд, чтобы этот сектор развивался более динамично?
- Один из аспектов обеспечения безопасности бизнеса связан с защитой от рейдерства, то есть фактического захвата конкретного предприятия и отстранения собственников. Сейчас это происходит повсеместно и касается, в том числе, малых и средних предприятий. В текущем году мы приняли, на мой взгляд, важный закон о запрещении рейдерства. В 108 статью УК была введена новая норма, которая запрещает применять заключение под стражу к лицам, совершившим экономические преступления в сфере предпринимательской деятельности. Это позволит защитить предпринимателей в случае злоупотреблений представителей правоохранительных органов своим служебным положением. Также внесены поправки в Кодекс об административных нарушениях, которые сильно ограничивают функции милиции по проведению проверок на предприятиях малого бизнеса. Не менее важно профессионально и комплексно провести антикоррупционную экспертизу законодательных актов. Ведь если законы будут приниматься опрометчиво и непродуманно, мы загоним малый и средний бизнес в прежние «черные» схемы, в которых принято давать мзду.
На передний план борьбы, как с коррупцией, так и с другими правонарушениями, выходит информационная политика. На сегодняшний день законодательно налажен контакт по информационному обмену с различными странами. Так, ещё в 2003 году было подписано соглашение об обмене материалами национальных информационных агентств государств-участников СНГ, а в рамках Таможенного союза в этом году мы ратифицировали Соглашение о представление и обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу, подписанное в Санкт-Петербурге 21 мая 2010 года.
Помимо этого сотрудничество органов налоговых, финансовых расследований стран Содружества по снижению доли теневой экономики, противодействию легализации или отмыванию средств, полученных преступным путем, а также борьба с коррупцией в государствах-участниках СНГ стало одним из самых обсуждаемых вопросов на XII заседание КСОНР (Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств – участников Содружества Независимых Государств), прошедшем в Казахстане в мае этого года. Создание регионального механизма мониторинга - вот главный инструмент в реализации Конвенции ООН против коррупции, финансирования терроризма, мошенников и фирм-однодневок.
- Развитие связей со странами СНГ также занимает большую часть Вашей деятельности в Государственной Думе. Может ли российский малый бизнес рассчитывать на серьезное участие во внешнеэкономической политике?
- Конечно, да. Современные условия ведения бизнеса демонстрируют необходимость не только создавать условия, чтобы наши предприниматели чувствовали защищенность себя и своего бизнеса, но и работать на перспективу, искать пути выхода на внешние рынки. Сейчас принято ряд законодательных актов, развивающих приграничное сотрудничество между странами, где отводится место и малому бизнесу. К примеру, в 2008 году был принят Федеральный закон N 168-ФЗ, ратифицирующий протокол № 2 к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве. С Белоруссией очень активно идет работа по сотрудничеству в сфере малого бизнеса.
Поддержка экспортоориентированных предприятий – одно из важных направлений государственной политики в сфере малого и среднего бизнеса. С этой точки зрения представляет особый интерес сотрудничество с нашими ближайшими соседями по СНГ и, прежде всего, странами, входящими в Таможенный союз. Союз позволит осуществлять антидемпинговые меры, устранять недобросовестную конкуренцию, даст возможность устанавливать определенные преимущества для своих товаропроизводителей. Этим могут воспользоваться ориентированные на развитие предприятия малого и среднего бизнеса.
- Для любого серьезного планирования необходимо располагать столь же серьезной информационной базой. Как Вы оцениваете проведение мер по сбору экономической статистики с точки зрения совершенствования политики поддержки малого и среднего бизнеса?
- Я думаю, это действительно необходимая мера. Сфера предпринимательства сегодня объективно требует поддержки со стороны государства, так как не очень многим удается начать с нуля и продолжать на протяжении длительного времени успешно развивать свое дело. Это касается, например, сферы инновационной продукции и технологий, на которые пока в стране нет устойчивого и большого спроса. Но, тем не менее, инновации экономике России необходимы, и главная движущая сила здесь – это именно малые инновационные предприятия. Поддержка государством малого бизнеса также важна на рынках с высокой степенью административных барьеров, большой ролью естественных монополий, деятельность которых искажает здоровую конкурентную среду. Надеюсь, что результаты статистического обследования экономических показателей помогут увидеть, где, в каких регионах и городах страны выражены данные проблемы, и помогут их решению за счет принятия стратегических шагов по поддержке малого бизнеса на высшем уровне.
- Часть предпринимателей высказывает опасения по поводу того, что сообщенные данные могут быть использованы против них же представителями контролирующих или правоохранительных органов, в частности, милицией. Что бы Вы могли ответить на это?
- Сбор статистических данных проводится Федеральной службой государственной статистики. Данные мероприятия не являются функциями МВД. Органы внутренних дел будут заниматься в период проведения переписи предпринимателей своими прямыми обязанностями – обеспечением порядка.